Роман Хозеев (horoxp) wrote,
Роман Хозеев
horoxp

Categories:

Черный квадрат Малевича

Сегодня сделал открытие, оказывается у известной картины есть глубокий смысл.
Википедия сообщает: Чёрный супрематический квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году.
Первый и третий вариант картины представляют собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне. Размеры второго варианта - 106 на 106 см., четвёртого - 53,5 на 53,5 см

черный квадрат

Из воспоминаний современников открывается любопытный смысл образа:
Американская русистка Нина Тумаркин, в книге "Ленин жив!", описывая события вокруг создания культа Ленина, затрагивает роль Малевича в обосновании использования тех или иных символов для утверждения культа, в том числе и теорию Малевича относительно образа мавзолея.
"Казимир Малевич, - пишет Н. Тумаркин, после рассказа об идее Щусева соорудить мавзолей в виде куба, - также считал, что Мавзолею надлежит придать форму куба. Вскоре после смерти Ленина он писал по этому поводу: "Точка зрения, согласно которой смерть Ленина не является смертью, что он жив и вечен, символизирована новым объектом, принимающим форму куба. Куб - более не геометрическая фигура. Это новый объект, посредством которого мы пытаемся изобразить Вечность, создать новый набор обстоятельств - и поддержать ими вечную жизнь Ленина, побеждая смерть".(2)
По замыслу Малевича, для учреждения культа Ленина необходимо было устраивать повсеместно ленинские уголки, где звучали бы посвящённая вождю музыка и поэтические произведения, а, кроме того, у каждого ленинца должен был быть дома куб - "напоминание о вечном, постоянном уроке ленинизма". Подобно пирамиде, куб представлял бы основной символ культа.
О том, что предложение положить куб, лишённый его традиционной значимости, в основу культа Ленина не простое конъюктурное движение Малевича, свидетельствует изображение чёрного квадрата на могиле самого К.С. Малевича в Немчиновке.
Прошедший процедуру развоплощения, лишённый изначальной смысловой нагрузки, квадрат лёг в основу нового культа - геометрической абстракции, стал символом искусства новой цивилизации, её евангелием. Хрестоматийный Квадрат Малевича стал альфой и омегой искусства, провозглашённого новейшим. Его существование в этом качестве предполагает впредь произвольное наделение геометрических фигур любым смыслом, их бесконечное дробление и в итоге - разрушение основ традиционного порядка. Эти действия охотно спонсируются силами, заинтересованными в деструктивном состоянии русской культуры.
Александр Медведев "ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ" Часть II

Кроме того Википедия открывает ещё одну грань интерпретации «Квадрата»:

Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «чёрный квадрат на чёрном фоне», «чёрный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите чёрный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «чёрный куб на чёрном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что чёрный куб на чёрном фоне и даст нам искомый «чёрный квадрат на чёрном фоне».



Во всяком случае теперь мне становится понятно, от чего данная  картина имела такую известность.

Tags: Ленин, Тфилин, Черный квадрат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments